В.Р. Легойда: Государство прислушивается к голосу Церкви и верующих, обеспокоенных введением новых цифровых технологий, и готово к диалогу

В.Р. Легойда: Государство прислушивается к голосу Церкви и верующих, обеспокоенных введением новых цифровых технологий, и готово к диалогу

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, комментируя возникновение у части российского общества обеспокоенности реализацией новых законодательных инициатив, создающих условия для так называемой цифровой трансформации ряда сфер жизни государства и общества, отметил, что власти слышат голос Церкви и верующих и готовы к диалогу по данному вопросу, сообщает Патриархия.ru.

«Церковь на протяжении многих лет последовательно заявляет о необходимости взвешенного подхода к внедрению государством новых технологий идентификации личности и контроля за экономикой и безопасностью», — заявил В.Р. Легойда.

«В 2013 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви вполне четко выразил свое отношение к вопросам развития технологий учета и обработки персональных данных, приняв соответствующий общецерковный документ. С тех пор в связи с продолжением оформления на законодательном уровне новых технологических решений Церковь ведет с государством прямой диалог о важности обеспечения прав людей, по разным причинам отказывающихся от получения государственных услуг в электронном виде», — продолжил он.

По словам главы Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Русская Православная Церковь не считает цифровые технологии чем-то греховным по своей природе, однако свидетельствует, что с инновациями, существенным образом изменяющими модель взаимодействия властей и рядовых граждан, могут быть связаны тревожные тенденции.

Представитель Церкви напомнил о словах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, которые он произнес в своем Рождественском интервью 7 января 2021 года: «Цифровые технологии способны создать инструменты, обеспечивающие тотальный контроль за человеком. Ничего подобного в прошлом не могло быть. Человеческая мысль, техническая цивилизация сегодня достигли такого уровня, когда, внедряя цифровые технологии, можно обеспечить тотальный контроль над человеческой личностью. Не просто наблюдение за человеком, но управление человеческим поведением. <…> Развитие цифровых технологий вооружает человечество способностью осуществлять тотальный контроль над личностью».

Как отметил В.Р. Легойда, в Русской Православной Церкви считают недопустимым использование современных цифровых технологий для всестороннего контроля человеческой жизни со стороны каких бы то ни было структур, будь то государство, коммерческие и некоммерческие организации.

«В наше время, когда скорости распространения информации достигли небывалого темпа, важно закрепление в законодательстве четких установок о том, чтобы использование сведений о человеке было возможно только при его добровольном и информированном согласии, при полном понимании целей и особенностей использования его персональных данных», — сказал представитель Церкви.

«Вместе с тем важно, чтобы возможный отказ гражданина от использования цифровых документов и обращения за государственными услугами в электронном виде не привел к его дискриминации и поражению в правах. В последнее время некоторые услуги почти невозможно получить иначе, чем в электронном виде — эта ситуация беспокоит людей и повышает градус критического отношения к цифровым преобразованиям», — добавил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

По словам В.Р. Легойды, Святейший Патриарх получает обращения верующих, обеспокоенных внедрением новых технологий в повседневный обиход. В связи с этим по благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ ведет прямой диалог с государственными структурами по широкому кругу вопросов, в том числе связанных с соблюдением прав верующих и всех тех, кто обращается к Церкви и Святейшему Патриарху за помощью.

«Мы видим понимание со стороны собеседников. Государство слышит голос Церкви и верующих и готово идти им навстречу. Это касается и вопросов обеспечения прав граждан, желающих сохранять традиционный формат взаимодействия с государством и иметь возможность не зависеть от новых технологий», — подчеркнул представитель Церкви.

«По итогам переговоров с государственными структурами мы видим намерение государства не допускать нарушения прав тех граждан, которые по тем или иным причинам не желают идти в русле цифровых преобразований. Убежден, что общими усилиями государства, церковных структур и верующих будут уточнены нормы законодательства и созданы взвешенные механизмы полноценного обеспечения прав людей», — заключил В.Р. Легойда.

 

31 марта 2021 г. Материалы сайта www.patriarchia.ru

+Image

 

28 февраля — Неделя о блудном сыне

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Лк 15:11–32 о блудном сыне, который покинул отчий дом, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей собственной немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

Богослужебные особенности

Активнее используется Постная Триодь, на утрене воскресенья впервые поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», который напоминает человеку о том, что он — пленник греха и что освобождение от этого рабства лежит только через решительную борьбу с ним.

6 марта — Вселенская родительская суббота

Смысл названия

Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания.

Богослужебные особенности

Богослужение поминальное, совершается лишь несколько раз в году. Обилие заупокойных текстов, но они не унылые, а радостные, исполненные надежды на всеобщее воскресение.

7 марта — Неделя о Страшном Суде, Мясопустная

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Мф 25:31-46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде.

Богослужебные особенности

На утрене поются сугубо великопостные тексты из Покаянного канона Андрея Критского — «Помощник и Покровитель…». Подготовка к посту подходит к своему завершению. Богослужение пронизано идеей всеобщего ответа за все свои поступки перед Богом.

Постовые предписания

Заговенье на мясо. Последний день перед Пасхой, когда на трапезе разрешается мясо.

8-13 марта — Сырная седмица, Масленица

Богослужебные особенности

Молитвы из Постной Триоди употребляются каждый день. В среду и пятницу Литургия не совершается, в эти дни впервые читается молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», которая является одной из важнейших молитв поста.

Постовые предписания

Нет пищевых ограничений на вкушение яиц, молочных продуктов — сыра, масла, сметаны, а также — рыбы. Отсюда и название.

14 марта — Неделя Сыропустная, Прощеное воскресенье. Память Адамова изгнания

Смысл названия

На Литургии читается отрывок Мф 6:14–21, в котором Христос говорит о необходимости прощать всех. Ключевая идея — тоска по раю, который был утрачен людьми после грехопадения Адама.

Богослужебные особенности

После вечерни (в приходской практике иногда этот чин совершают после Литургии) совершается чин прощения: подобно древним монахам, люди просят друг у друга прощения за все обиды, дабы с мирной душой войти в пост. Последний раз поется 136-й псалом. В текстах службы отчетливо звучит напоминание о цели предстоящего поста — встрече Пасхи. На вечерне священники переоблачаются в одеяния черного цвета.

Постовые предписания

Заговенье на любую пищу животного происхождения.

Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в нашем сегодняшнем понимании называется «седмицей» (ред.). 

Все постовые предписания относятся в первую очередь к монашеской жизни; в приходской практике они не всегда применимы и требуют благословения духовника.